Page 32 - March
P. 32
fashion 03-04/24 _МНЕНИЕ fashion 03-04/24 _МНЕНИЕ
Люди приобретают украшения по причине того, что
это является неким талисманом и оберегом, показате-
МИСТИКА ях населения. Конечно, люди носят украшения еще и в
лем социального статуса, особенно в определенных сло-
качестве модных аксессуаров, выполняющих декоратив-
ную функцию и дополняющих образ. Например, цвет
металла может подчеркнуть оттенок загорелой кожи.
В УКРАШЕНИЯХ чаще всего на передний план выходит выражение своего
Декоративная функция украшений никуда не делась, но
внутреннего мира. Люди стали носить украшения, что-
бы выразить свои интересы, потребности и жизненную
позицию.
ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ЛЮДИ НОСИЛИ РАЗЛИЧНЫЕ АКСЕССУАРЫ, ХОТЯ ЭТО
НИКОГДА НЕ ЯВЛЯЛОСЬ ПРЕДМЕТОМ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ. ЧЕМ
ОБЪЯСНИТЬ ЭТОТ ФЕНОМЕН? ЮВЕЛИРНЫЙ АНАЛИТИК АНАСТАСИЯ
ФИСЕНКО РАССКАЗАЛА «СТОЛЬНИКУ» О ТОМ, ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЙ
ЧЕЛОВЕК НОСИТ УКРАШЕНИЯ, КАК ПОДХОДИТ К ИХ ВЫБОРУ И НА КАКИЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ОРИЕНТИРУЕТСЯ.
_Фото взяты из pinterest.com
С древних времен люди носили украшения, вкладывая в
них какие-то сакральные смыслы. По каким причинам люди
носят украшения сегодня?
Есть разница между тем, чтобы носить и приобретать, так как
носить мы можем то, что было приобретено когда-то давно.
Соответственно, если мы надеваем старые украшения, то вкла-
дываем в это один смысл, а с покупкой новых дело обстоит серьез- Как за последнее время изменились принци-
нее, так как нужно потратить силы, время и деньги для того, что- пы выбора и покупки украшений у современного
бы стать обладателем украшения, а потом носить его. По статисти- потребителя?
ке мы носим 10–20% из того, что имеем, а остальное лежит у нас где-
то в забытых коробках или шкатулках. На самом деле у этого все та По моим наблюдениям ориентир сместился с внешне-
же самая причина – сакральность. Человек может прекрасно про- го на внутреннее. Если раньше мы выбирали украше-
жить без украшений. Без одежды, без обуви мы не можем жить, а без ния, подходящие к костюму, к внешности, к обстанов-
украшений можем, но почему-то их носим. Проходят тысячелетия, ке или ожиданиям, то на сегодня ориентир при выбо-
а украшений сколько было в мире, столько и есть. И ничего на это не ре смещается на внутренние потребности. Сейчас люди
влияет: ни войны, ни изменения климата, ни появление или исчез- думают не о том, подходит ли им украшение, а о том, как
новение новых цивилизаций. Эта удивительная живучесть украше- они себя в нем чувствуют. И здесь есть два вектора: пер-
ний говорит о том, что они для человека имеют гораздо большее зна- вый – это физиологические ощущения; эргономика укра-
чение, нежели просто обладают какой-то декоративной функцией. шений начинает играть очень важную роль, эта тенден-
Чем больше я изучаю украшения, тем больше понимаю, что во всей ция очень сильно проявилась в пандемию и в постпанде-
этой истории постоянно присутствует мистическая подоплека, ина- мийные годы, когда у человека было очень ограниченное
че как объяснить, что в определенных украшениях человек начи- количество ресурсов, все находились в ситуации неопре-
нает чувствовать себя по-другому? От длины серег может менять- деленности и напряжения. Очень многие люди впадали
ся осанка, походка или жестикуляция. Меняется самовосприятие в депрессивные состояния, и ни у кого попросту не оста-
и самоподача, это ли не мистика? Обычное купленное украшение лось ресурса, чтобы делать какой-то выбор. Да и сейчас
может по-новому выстраивать реальность человека. многие люди находятся в подобном состоянии, поэтому
выбор украшений становится невозможным. Получается,
Декоративно-прикладное искусство в отличие от станкового при- что теперь украшение выбирается для удобства: у людей
надлежит к искусству первобытного человека. Это то, с помощью нет сил на то, чтобы жертвовать своим комфортом.
чего человек соотносил макрокосм и микрокосм, структурировал Выбирают гладкие поверхности, приятные текстуры,
хаос, именно поэтому украшения относятся именно к этой сфере чтобы ничего нигде не жало, не цеплялось. Второй век-
искусства. Здесь работает сакральная и историческая память. Если тор, может, даже более важный — это то, что дает украше-
мы попытаемся рассмотреть другие функции украшений, то это все ние в психологическом плане. Сегодня, например, чело-
равно будет про что-то мистическое, про изменение реальности. веку не хватает уверенности в себе и смелости – он наде-
Соответственно, когда ты начинаешь ощущать себя по-другому, ты вает какое-то крупное украшение. Если в нем он себя чув-
и мир начинаешь видеть по-другому. ствует увереннее, авторитетнее и весомее, то да, он его
30. .31